Цюйши

(кит. — еретик, инакомыслящий)

Решетов Ю. В.

Весна 1984 года. Студент ТашИИТа стоял около автобусной остановки базара Куйлюк в Ташкенте. Его привело сюда желание подзаработать в выходные. Дело в том, что именно около этой остановки pасполагалась так называемая биржа труда, конечно же неофициальная, поскольку в СССР не было безработицы. Несколько десятков лиц мужского пола столпились в ожидании работодателей. Иногда кто–то подходил или подъезжал на автомашине и потихоньку договорившись о работе и цене уходили с временными работниками. Вдруг все рассеялись в разные стороны, оставив меня одного на этом пятачке. Подъехала милицейская машина и два блюстителя порядка вышли из нее, прошлись мимо, походили взад и вперед и сев обратно в свой авто, удалились. Толпа кандидатов на временную работу стала опять собираться.

Hеожиданно сзади кто–то начал дергать меня за рукав. Я обернулся и увидел низкорослого старика монголоида. Он сильно отличался от всех, кто толпился вокруг: холщевая одежда, причем рубашка была сшита как гимнастерка с карманами на груди и надета на выпуск, штаны короткие и широкие, на ногах кожаные тапочки. Так никто не одевался, но самое интересное было то, что он улыбался, чем выделялся из всех окружающих, причем улыбался так, как будто излучал некое приятное настроение.

— Ищешь работу? — спросил он с явным акцентом.

— Ищу, — ответил я улыбнувшись в ответ.

— Лук будешь пропалывать?

Договорившись о пяти рублях за рабочий день, мы направились к автобусу. Через некоторое время мы уже сошли с него на одной из загородных остановок, находящейся среди раскинувшихся вокруг земельных участков. Чуть дальше по дороге начинался поселок, но мы прошли немного назад и повернув, двинулись по небольшой пыльной тропе. Вокруг работали люди. В основном шла прополка лука, а иногда уборка клубники. Вскоре мы добрались до нужного участка.

— Меня зовут Шан Тинь, — сказал старик, — а тебя как?

— Юра.

— У меня сорняков мало, поэтому будем рвать их руками.

Он дал мне грядку, а сам усевшись на корточки начал прополку на соседней. Сорняков действительно было мало, в основном это была проросшая растительная мелочь. Было жарко и я снял рубашку, но Шан Тинь сказал, чтобы я ее хотя бы накинул на плечи, иначе солнце сожгет спину. Он действовал гораздо быстрее, чем я и только было видно как его руки мелькали среди луковой ботвы. При этом мы все время разговаривали друг с другом и время летело незаметно. Я узнал, что мой работодатель родился в Китае, приехал в СССР во время Китайской Культурной революции, закончил здесь ВУЗ и остался жить и работать. Сейчас он на пенсии, но при этом еще и арендует у совхоза на сезон землю и выращивает в основном лук. Но больше он спрашивал обо мне. Незнаю, сколько прошло времени, но думаю, что не более часа, когда Шан Тинь попросил меня сходить за водой. Мы пошли под небольшой навес, который был сооружен под ближайшим деревом из толстых жердей и травы. Старик снял с дерева, подвешенную туда канистру и показав на другое дерево стоявшее примерно в ста метрах от нашего, объяснил, что там есть водопровод.

Придя к водопроводу, я наполнял канистру, как подошел еще один человек. Он отвернул крышку флажки и приблизился.

— Тоже пропалываешь лук? — спросил он, дыхнув крепким перегаром.

— Да.

— У кого?

— У Шан Тиня.

— У Шан Тиня? Странно! Ведь он никогда лук не пропалывает. Этот старик колдун. У него лук сам растет. Никто не видел, как он его сажает, поливает или пропалывает. Даже когда сеет никто не видел, только как собирает. Зато собирает он отборный урожай, все луковицы крупные и ни у одной нет дудок (имеются в виду пустоты). И храниться долго, за зиму не прорастает. Поэтому он даже не возит свой урожай на базаp — покупают прямо с поля и по хорошей цене.

Канистра наполнилась и человек начал набирать воду в свою флягу. Я понес канистру обратно, по дороге думая о услышанном. Посмотрев на лежащие вдоль пути грядки, я заметил, что на них действительно росли сорняки, причем некоторые превышали луковые стрелки и сами стрелки выглядели жалкими и хилыми. У Шан Тиня лук pос более густо и выглядел гораздо лучше, а сорняки необходимо было искать, поскольку их было очень мало.

Когда я подошел к навесу, старик уже развел огонь в каменно–глиняном мангале и наполнив водой чайник поставил воду кипятиться. Он взял с полочки прибитой к дереву курительную трубку и кисет и забив ее, раскурил. Вид его был очень приятным и интересным, когда сидя на пучке сена с невозмутимым видом солидно дымил.

— На сегодня прополка закончена, — произнес он, окутавшись в клуб табачного дыма.

— Шан Тинь, мне сейчас сказали, что вы колдун, — начал я смущаясь.

— Для тех, кто считает меня колдуном — я колдун, для остальных только старый китаец, — ответил он невозмутимо и с улыбкой.

Я ничего не понял и сел рядом, достал сигарету и тоже закурил.

— Почему говорят, что вы ничего не делаете, а лук сам растет.

— Потому, что лук сам растет, а я ему не мешаю, а только помогаю. Ты же ведь сам только что пропалывал его? — старик еще более заулыбался.

— Да, но на вашем участке сорняков почти нет, а на соседних буквально заросли?

— Все правильно. Сорняки которые мы оборвали больше не вырастут, потому что все сделали вовремя. Если бы мы не закончили сейчас их рвать, то тратили бы время зря, потому что растения прополотые позже, прорастут.

— А как вы определяете когда надо пропалывать?

— По луне. — он показал указательным пальцем на восток, — Видишь луна уже взошла?

Я ничего не понимал, поскольку был воспитан в самых атеистических традициях. Перестройка еще не началась, экстрасенсы, маги, уфологи и прочие деятели парапсихологии в данный момент для меня были лишь сказочными персонажами, а астрология до сих поp считалась шарлатанством.

— Так значит вы астролог?

— Смотря что ты подразумеваешь под этим термином?

— Ну того, кто предсказывает по планетам судьбу.

— Судьбу можно предсказать и без планет, а вот растения растут по солнцу и луне. Про людей можно сказать лишь приблизительно, что с ними будет с помощью планет, но чем человек глупее, тем точнее будет предсказание. Глупец только и ждет, чтобы кто нибудь ему что–либо предсказал. И неважно насколько неточно будет предсказание, потому что он все равно выполнит его. Он глуп и поэтому любую дурость воспринимает всерьез и начинает действовать, так как будто это действительно должно сбыться. И часто шарлатаны пользуются этим и предсказывают то, что выгодно им. Одно можно предсказать точно, что зимой ты будешь ходить в теплой одежде, а летом почти раздетым и то, что в полнолуние в тебе будет больше воды, чем в новолуние. Если в полнолуние пораниться, то кровь остановить труднее. А вот лук растет точно по солнцу и луне и сорняки тоже. Для них можно все предсказать. Самое главное знать, что солнце управляет теплом, а луна водой. Поскольку pастения не могут сами себя согреть и полить, то для них астрология точная наука, а для животных и людей она почти не имеет никакого значения, если конечно ты не выращиваешь растения. Животные в отличие от нас с тобой не знают астрологии, но живут по ней, особенно если они травоядные. Хищники тоже, потому что они едят травоядных, но здесь влияние косвенное: выросла определенная трава, зверь съел ее и у него начинаются позывы к тому, что надо заводить детенышей или искать берлогу, плюс тепло или холод разогревает душу в этом направлении. И т.д. Но некоторые животные уходят на зиму спать, когда нечего кушать или кочуют в другую местность, как птицы. Некоторые делают запасы на зиму. Так что зависимость есть в любом случае, иначе копыта отбросишь. Поэтому у животных нет суеверий и предрассудков насчет астрологии, они от нее зависят. А вот люди независимы от состояния планет: питаются все время, зимой согреваются и одеваются потеплее, заводят детей когда пися стоит и т.д., поэтому они могут рассуждать о том, верить им в астрологию или нет — все равно их жизнь от этого мало зависит, если не нарвуться на шарлатана и он их не обчистит.

Эта коротенькая лекция меня очень заинтересовала, поскольку старик рассуждал логично о вещах, которые казались необъяснимыми или вообще умалчивались.

Старик заварил чай, засыпав вместе с заваркой какие–то высушенные растения и разлил напиток по пиалушкам.

— Насколько я понял, вы можете сами справляться с этим участком, тогда зачем вы наняли меня? — спросил я отхлебывая ароматную жидкость.

— Я увидел, что когда все на бирже разбежались от наряда милиции, ты не побежал вместе с ними и милиция прошла мимо тебя, даже не обратив внимание. И тогда мне стало понятно, что ты тот, кого я искал себе в ученики или себе на уме, что нужно было проверить. Конечно прополка лука была лишь предлогом, потому что если бы я сказал, что собираюсь тебя обучать, то ты бы принял меня за сумасшедшего. Впрочем ты можешь и сейчас отказаться, пять рублей я тебе все равно заплачу за работу. Мне действительно нужно передавать то, что я знаю другим и искать их. Ведь не забирать свои знания в могилу?

— Да, но почему вы не научите тех, кто находится рядом, напримеp арендует соседний участок, ведь им было бы интересно собрать хороший урожай. К тому же я не собираюсь стать агрономом, а тем более шарлатаном.

— Во первых те, кто арендуют участки, считают меня колдуном, они также как и те люди на бирже, побегут сломя голову вместе со всеми, потому что другие разбегаются. И сажают лук, только потому, что другие сажают и считают меня колдуном потому, что другие считают. Это люди, которые верят или не верят в астрологию или еще что нибудь, а не те которые знают или хотят узнать. Их знания лишь мнение окружающих, слухи, сплетни и байки, суеверия и предрассудки. Я их не смогу обучить потому, что они будут искать чудеса в моих знаниях, а не сами знания. Потому что я не рассуждаю, так, как и они с помощью суеверий и предрасудков и не живу верой в судьбу. А ты как раз тот, кто мне нужен. А что касается агрономии, шарлатанства и других специальностей, то это ты выберешь сам, что тебе больше нужно. Я не собираюсь тебе давать что либо узко применимое, поскольку то, что ты получишь можно применять везде, где бы ты не действовал. Также как этот лук, любое другое дело за которое ты возмешься станет удовольствием и приятным развлечением, а не тяжким трудом и сплошными разочарованиями.

— Так в чем же смысл этого знания?

— Смысл заключается в том, что чудес не бывает. Как только ты воспримешь это то изменишь свой образ жизни так, что не будешь испытывать разочарований. В основном люди живут чудесами и верят в них. Вокруг одни суеверные, даже несмотря на то, что считают себя атеистами. А когда чудо не сбывается, то оказавшись у разбитого корыта, испытывают разочарование. Потом, когда вдоволь погоняются за миражами вдруг видят, что впереди осталась только могила и уходят в нее несолоно хлебавши. Обычно нормальный человек понимает, что чудес не бывает только, у самой могилы, но бывает уже поздно. На самом деле колдунов нет, есть только фокусники или шарлатаны. Также есть люди которые пользуются знаниями не для того чтобы циркачествовать или обманывать окружающих, а для какого нибудь дела, напримеp, для того, чтобы что нибудь построить, починить, кого нибудь вылечить или вырастить что либо. Если у такого человека что либо получается лучше, чем у окружающих, но окружающие не могут понять почему, то они приписывают таким людям тоже необычайные способности. Я, напримеp, не могу посадив семена лука, вырастить ананасы, это было бы колдовство. Но вот заранее узнать, что нужно выращивать и ускорить рост растений могу и урожай получить больше тоже, при меньшем проливании пота и даже наоборот, делая это с удовольствием.

Шан Тинь налил себе еще чаю, но не успел пригубить пиалу, как появился запыхавшийся от беготни мальчишка и отдышавшись сказал, что его брат наступил на разбитую бутылку и поранил ногу. Старик попросил меня следовать с ним и побежал вместе с мальчуганом в поселок. Я бежал следом за ними. Несмотря на возраст Шан Тинь, очень проворно бегал и в отличие от меня у него не было тяжелого дыхания. Мне же пришлось несколько раз приостанавливаться, чтобы перевести дух. Прибыв на место и войдя в дом мы увидели ребенка у которого ступня была сильно порезана и страшно кровоточила. Старик нажал пальцами на какое–то место на лодыжке и кровь прекратила идти, затем он попросил принести чистую тряпку. Завязав на тряпке узел он приложил его к тому же месту, на которое до этого нажимал пальцем, и перевязал лодыжку. После чего попросил принести воды и полотенце. Промыв рану и вытерев раненую ногу, он отнес пострадавшего на постель и сказал ему лежать так, чтобы больная нога была выше головы, для чего задрал ее на спинку кровати. После этого он попросил меня сходить во двоp и сорвать лист сирени покрупнее. Вымытый водой лист он приложил к ране и все это забинтовал. После чего посоветовал почаще менять сиреневые листья, держать раненую ногу на высоте и вечером снять тряпку с узлом.

— Через четыре дня можно будет ходить, — сказал он напоследок.

Родители пригласили нас к столу. Несмотря на голод и аппетитный запах шурпы, после вида крови у меня пропал аппетит. Но посмотрев на невозмутимый вид старика я тоже начал есть, вскоре забыв обо всем кроме еды.

Покушав я спросил Шан Тиня, а почему родители мальчика не обратились к врачу, а предпочли знахаря. Ведь может возникнуть столбняк или другие неприятности. На что старик ответил, что ближайший врач находится в двадцати километрах отсюда и что сирень стягивает рану и обладает вдобавок антисептическими свойствами. Рана хотя и глубокая, но не страшная и к тому же луна находится в хорошем положении, так что нечего беспокоиться по пустякам.

— Потому и нужен знахарь, там где медицина или отсутствует или безсильна, — сказал он.

Выйдя из дома мы пошли по дороге, я думал, что назад на земельный участок.

— Жарко, — сказал Шан Тинь, — как ты думаешь где лучшее место во время жары.

— В тени, конечно.

— Ну если недалеко стоят два дерева: чинара(платан) и дуб, то в тени какого прохладней?

— Под дубом, скорее всего.

— Нет, под чинарой. Чинара, тополь, туя, ель и дp. — деревья инь, они забирают лишний ци. А вот дуб, каштан и пp. наоборот отдают, они янь. Поэтому в жару лучше всего под чинарой, особенно которая растет у воды, а в холод дуб, конечно не согреет, но в доме деревянные изделия должны быть янь, поскольку там человек прячется от холода.

— А что такое ци?

— Ци — это сила. Напримеp, когда ты устаешь, то значит просто pастратил ци. Вот сейчас мы покушали, но ци не чувствуем, потому что она в пище, которая еще не переварилась, а наоборот тратим силы на переваривание. Но если немного передохнем, то она опять появится и можно будет чем нибудь заняться.

Мы подошли к чинаре, которая росла возле арыка. Под ней находился небольшой дощатый топчан. На нем мы и разместились.

— Ци всегда связано со страданием, если есть страдание значить есть сила. Ци всегда появляется если есть янь и инь. Присутствие янь и инь создают настроение. Напримеp, если тебя ударить, что ты чувствовал?

— Было бы больно и обидно.

— Это и было бы страдание. Страдание — это когда неприятно. А pаз неприятно, то возникают янь и инь. Янь — это неприятность, инь — это состояние в котором неприятность отсутствует. Янь создает настроение избавиться от этой неприятности, настроение и направляет ци, ци заставляет двигаться к инь. Когда ты достигается с помощью ци то состояние, в котором неприятность устраняется, настроение убирается и ци больше не нужно. Янь на самом деле — это избыток, а инь — недостаток или наоборот. Вот посмотри на этот арык, вода движется. Откуда у нее сила или правильней сказать ци движения и почему она движется в определенном направлении? Попробуй объяснить с помощью янь и инь.

— Ну если янь избыток, то вода чувствуя избыток в том месте в котором она находится сейчас. Рядом с ней находится инь — недостаток воды. Янь создает настроение неприятности от своего местонахождения и настроение неприятности направляет силу — ци, которая заставляет воду двигаться к инь, т.е. вниз по течению. Когда вода попадет в резервуаp или водохранилище или озеро или море, то исчезнут инь, янь, настроение неприятности и следовательно ци движения воды больше не нужно.

— Все правильно, только настроение не исчезает, оно запоминается, чтобы в последующем знать как избавиться от разности янь и инь. Причем не надо думать что вода не может помнить. Если ее опять отнести вверх по течению, то она снова получит ци и будет двигаться.

— Случайно янь и инь это не добро и зло?

— Самое главное запомнить, что в мире не существует добра и зла, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого, живого и мертвого. В мире есть только янь, инь и ци, настроение и больше ничего. А то, что мы привыкли называть добром и злом — это всего лишь настроение, которое запоминается от предыдущих ци. Настроение которое запоминается называется представлением. Представление — это память о том, как избавиться от янь и как правильно направить ци, чтобы оно стремилось к инь. Неважно человек или частица воды или еще что либо, но у всех есть представления, определяющие куда направить ци, чтобы перейти из неприятного состояния в приятное. Представление — это запомнившиеся признаки местонахождения инь. К ним и направляют ци. Только следует понять, что представление не всегда точно, а иногда и ошибочно, поскольку сущность находящаяся в состоянии янь лишь по внешним признакам предполагает что ци движет к инь. На самом деле никому не известно точно, что именно по этим признакам, которые уже известны, удасться избавиться от неприятного состояния янь. Сначала, при возникновении янь будет создано настроение в котором содержатся все известные признаки, руководствуясь ими предполагается направлять ци для достижения инь. Если ци не приведет к инь, то значит настроение было не верным и возникнет разочарование. Разочарование, как и при достижении инь прекращает направлять ци, но настроение по которому оно запоминалось будет запоминаться в представлении с противоположными признаками, а не с теми, по которым создавалось неверное направление ци. Взять напримеp агрессивность. Если пользоваться представлениями, то можно сказать, что это зло по отношению к тому, против кого направлена агрессия. Hо если рассуждать с точки зрения янь–инь, то это на самом деле состояние доставляющее неприятность самому агрессору. Янь агрессивности заставляет его владельца избавиться от этого неудобного состояния через проявление агрессии к другим. Напримеp, агрессивность может быть направлена на некий объект, который мешает достигнуть некое инь, даже несмотря на то, что этот объект оказался случайно на пути. Возникает настроение и по нему строится ци агрессии. Как только объект исчезнет, настроение с противоположными признаками мешающего объекта запомнится, ци агрессии прекратится. В природе, напримеp, агрессию проявляют хищники по отношению к другим животным. Но здесь янь агрессивности заложено в организме самого хищника и способствует их выживанию. На самом деле в сыром мясе содержится вещество, которое устраняет янь агрессии и хищник насытившись этим мясом становится добродушным, до тех поp, пока не проголодается снова.

Я достал сигареты и мы закурили.

— Янь и инь — это примитивное объяснение всего. Самое главное знать, что все в этом мире действует в соответствии с инь и янь, и никаких других процессов не происходит. Зато с помощью этой примитивной теории можно объяснить все, достаточно лишь внимательно понаблюдать и привести результаты наблюдений к появлению ци.

— Так уж и все? Ведь существуют и философские понятия, любовь напримеp. Как можно объяснить любовь.

— Очень просто. В твоей мошонке скапливается сперма. Когда ее количество превышает норму, то возникает янь лишней спермы. Янь создает настроение в котором содержатся признаки по которому должно направиться ци. В этих признаках и находятся признаки инь — женщины. Созданное ци и начинает тянуть тебя к женщинам. Как только ты найдешь подходящюю и избавишься от излишней спермы, то настроение с признаками в котором содержится ее образ запомниться, ци прекратиться до следующего раза. Когда сперма опять накопиться, то ты будешь снова искать женщину с такими–же признаками, как и в прошлый раз. Женщины с другими признаками тебя будут интересовать уже меньше. Это представление, в котором находятся признаки женщины избавившей тебя от лишней спермы и есть ни что иное, как любовь. Хотя это не так романтично, но все же точно. Любовь — это признаки женщины избавившей тебя от лишней спермы. У женщин тоже в организме накапливаются вещества, которые можно с помощью выделяемых твоим пенисом жидкостей нейтрализовать. Любовь женщины и есть представление о том мужчине, который избавил ее от неприятных ощущений. Можно конечно удалить неприятности с помощью маструбации, но при этом ананист все равно должен создать в воображении образ полового партнера. Есть и другие методы устранения сексуальных неприятностей, гомосексуализм напримеp. Но не стоит такими вещами заниматься, потому, что естественный способ уничтожает все неприятности, связанные с половыми органами, а при неестественных условиях многие вещества не нейтрализуются и постепенно приносят другие неприятности, которые вредят здоровью. Любовь родителей к детям тоже можно разъяснить. Hапримеp, у млекопитающих она выражается в излишке молока в молочных железах самки через неприятные и даже болевые ощущения. Выработка молока этими железами прекращается по мере того, как детеныши подрастают и становятся самостоятельными. К тому времени, самка уже перестает их воспринимать, как своих детей. У других животных есть другие механизмы стимуляции этого процесса.

— А как можно объяснить ревность?

— Точно также. Напримеp, твоя девушка ушла к другому парню. Янь не уничтожена потому что сперма осталась в избытке, настроение запоминается с теми признаками которые помешали достигнуть инь. Ци уничтожается. В качестве представления о том что стало помехой становится образ того парня, к которому ушла девушка, его признаки. К этому парню и направлена ревность или ко всему, что может напоминать о нем. На самом деле все что мы называем добром и злом ни что иное, как лишь представление о том что помогает избавиться от неприятности — янь и достигнуть приятного — инь. Обычные люди рассуждают через представления, в том числе и ложные, потому что в них могут содержаться и признаки случайностей, которые приведут к устранению разности янь–инь или наоборот помешают этому. Мы рассуждаем через знание о янь–инь и приходим к верным результатам. Можно сказать, что понятие янь–инь есть универсальное знание, позволяющее избежать ошибок и ложных представлений. Это так же как и математика поскольку под янь и инь можно подразумевать любой процесс, а в математике под числами подразумевается все что угодно, лишь бы его можно было посчитать.

— Тогда почему, другие не обучаются концепции янь–инь? Почему не используют ее в науке?

— Вопрос очень хороший! Ответ тоже будет через инь–янь. Надо просто понимать ради чего создается ци. Большинство людей живут по ложным представлениям, но на самом деле все равно действуют в соответствии с янь–инь. Из тысячи людей, которые учатся рисовать лишь примерно один станет великим художником, из многих кто обучается медицине получиться лишь один великий врач, из многих людей, которые умеют читать и писать, всего лишь один станет великим писателем. Просто большинство имеют неправильные представления и в результате вместо художника получается маляp, вместо врача получится человек в белом халате, который сможет оказать лишь первую помощь, а из тех, кто умеет писать и читать большинство лишь будут портить бумагу. Врач получиться лишь из того, кто сможет понять янь–инь медицины, а именно, что ци врача должно направляться на то, чтобы помочь страдающим, а не для того, чтобы у других лишь возникало представление о человеке в белом халате, как о враче. Ци художника должно быть направлено на тех, кто будет любоваться его картинами, а не на то, чтобы размазывать краски по холсту или другой поверхности. Соответственно писатель должен создавать ци у своих читателей к тому, что он написал, а не просто писать, лишь потому, что он это умеет. Когда настроение в янь и настроение в инь взаимно совпадают, то возникает ци. В противном случае ци созданное ложным представлением может привести к pазачарованию. Поэтому я не могу научить никого, даже если мое представление истинно о том, что знания инь–янь могут помочь людям. Потому что мое настроение и настроение других не совпадают из–за разности представлений о истине. Я сажаю и выращиваю лук так, что мое настроение и настроение лука совпадают, а все кто вокруг выращивают это растение направляя ци на то, чтобы получить деньги от проданного урожая и им наплевать на то нравиться это луку или нет. Поэтому они часто сажают его тогда, когда зерну трудно прорасти, поливают когда у растения нет жажды, пропалывают сорняки и повреждают сам лук тогда, когда это опасно для pастений. Поэтому у меня и урожай лучше и работать приходится меньше. Правда я человек и живу среди людей, поэтому посколько мое настроение не совпадает с настроением других, то могут возникнуть трудности. Напримеp, я не могу с ними разговаривать рассуждая через инь–янь, а приходится подгонять все через представления, которые понятны им, чтобы и окружающие могли меня понять тоже. А что касается науки, то в Китае это учение, то признается научным, то опять в науке накапливаются предрассудки и суеверия и инь–янь искажают, а то и вообще признают ложным учением. Тем не менее самое главное состоит не в том представлении о учении, как через понятие ложное–истинное или доброе–дурное, потому что придерживаться подобного дуализма безсмысленно, необходимо основывать свои знания не на вере или неверии, а на практическом использовании. Если результат соответствует тому, что в данной теории рассчитывается, значит теория верная, в противном случае или ложная или описывает лишь частные случаи. Можно точно также и математику объявить ложной наукой, потому что ей тоже пользуются шарлатаны. И те, кто в математических расчетах слаб, вполне могут так и сделать. А концепцию янь–инь уже давно, в течении нескольких тысячелетий применяют для разных практических целей множество людей, не дожидаясь того, какое мнение по этому поводу вынесут ученые советы. Тем более, что ученые, чаще используют свои звания не для того, чтобы упростить, а для того, чтобы прославиться. В Китае, напримеp, было огромное количество реформ календаря, причем каждый раз, когда какой нибудь императоp или придворный ученый хотел прославить свое имя, создавался более неудобный для расчетов календарь. Только на обучение иному такому календарю необходимо было затратить несколько лет, а для того, чтобы расчитать по нему что либо необходимо было затратить иногда недели. Поэтому, чаще в народе использовались более примитивные, простые, но неофициальные методы расчета календарных датировок. Почти в каждой китайской провинции существует свой календарь, а то и несколько. Да и что говорить про ученых, они до сих поp зарабатывают свой хлеб на раздувании научных споров, напримеp, о том, есть или нет каналы на марсе. А про то, что на земле им, думать некогда — ученая степень не позволяет опуститься к таким примитивным проблемам. Они направляют ци в основном на то, чтобы создать у других представление о их учености. У тебя есть выбоp: либо дождаться когда ученая братия признает концепцию янь–инь научным или придумает для этого термины, либо использовать ее в своих практических целях уже сейчас. Если ты внимательней присмотришься к науке и религии, то увидишь, что на самом деле, это всего лишь пара инь–янь, которая создает одно и тоже ци. Разность потенциалов достигается за счет разности желаний, в религии — идеализма, как представления о некоем справедливом идоле, в науке — материализма, как той же самой вере, но с обратным знаком, т.е. в то, что миp не имеет духовности. Концепция инь–янь не соответствует ни тому, ни другому представлению. Для идеалистов она слишком бездуховна, для материалистов наоборот. Попробуй объяснить ученому остолопу, что атомы имеют настроение и желания.

— А разве нельзя обучать людей знанию так, чтобы возникало взаимное ци между вами и ними?

— В большинстве случаев невозможно, потому что их представления и мои не совпадают, поскольку слишком глубоко засели в памяти и стали образом жизни. Меня не поймут, приняв за сумасшедшего или за колдуна. Чтобы исправить такому человеку одно ложное представление необходимо исправить и другие, которые создались опираясь на это. Размышления такого человека начнут сопротивляться, потому что возникнет ци представлений о зле, мои мысли покажутся ложными, а следовательно и дурными и результата не будет. Напримеp, бесполезно пытаться соединить два магнита сторонами у которых инь и янь одинаковы — они все равно будут отталкиваться друг от друга, потому что их представления о том, как выйти из неудобного положения предусматривают лишь соединение стороны одного магнита янь со стороной другого магнита инь, что соответствует представлению о добре. А две одинаковые стороны представляются как зло, потому что они мешают янь соединиться с инь. Насилие тут бесполезно, как оно и бесполезно в любых других случаях.

— Но ведь бывают случаи, когда с помощью насилия можно добиться результата?

— Нет, с помощью насилия можно добиться только ци стремления избавиться от насилия и если нет другого представления, способного уменьшить или уничтожить это настроение, то сопротивление будет продолжаться. У магнита только одно представление о стороне другого магнита и переубедить его нельзя, потому что разочаровать его очень сложно. Для этого придется повторить огромное число попыток в результате которых магнит перестанет быть магнитом. У человека много представлений и если он попытается противостоять насилию и при этом разочаруется, то это означает лишь то, что янь сопротивления осталось, но повторять попытку с теми же признаками разочарования он не станет, а выждав удобный момент, который будет соответствовать признакам избавления от неприятности снова повторит попытку.

— Интересно, а можно ли выяснить представления, ну напримеp, чтобы узнать что либо о другом человеке?

— Конечно можно! Для этого нужно лишь выяснить куда направлено его ци, к какому инь. Напримеp, если человек думает о том, как будет выглядеть нарисованное им в глазах тех, кто будет смотреть на картину, является художником. Его ци направлено на людей. А тот, кто направляет ци на получение денег, путем растирания красок по поверхности, всего лишь маляp. Поэтому, если встретишь незнакомого человека, то следует всего лишь узнать направление ци, напримеp, незаметно задать вопрос, в ответе на который должно содержаться его отношение к другим людям. Если он к другим относится пренебрежительно, значит и к тебе будет относится также, несмотря на то, что в глаза этого не скажет. То, что он скажет в глаза будет лишь его представлением о том, как следует вести себя с незнакомцем, чтобы добиться чего либо от тебя и избавиться с твоей помощью от янь. Ищи куда направлено ци, к какому инь. Напримеp, один раз, ко мне обратились родители девушки, которая заболела и все время теряла силы. Они водили ее в поликлинику, но никакие лекарства не помогали. Когда я пришел, то сначала распросил о том, с чего все началось. Родители ничего ясного ответить не могли. Девушка росла в нормальной семье, хорошо училась в институте. Я ее осмотрел и никаких отклонений в здоровье не обнаружил, на вопросы она тоже не отвечала. Тогда пришлось прибегнуть к гадальным палочкам.

Старик достал из нагрудного кармана кожаный футляp, размером с пачку сигарет и вытесненными на его поверхности иероглифами. Из него высыпал на ладонь несколько деревянных четырехгранных палочек длиной примерно по два сантиметра и толщиной чуть поболее обычного карандаша. На гранях были изображены по одному иероглифу.

— А разве можно с помощью этого что нибудь угадать? И что обозначают эти иероглифы? — спросил я.

— Иероглифы обозначают простые термины, типа: человек, богатство, луна, собака и прочую чушь. Угадать с помощью этих глупостей ничего конечно нельзя, зато можно выведать из человека, который согласится, чтобы ему погадали, все что угодно. Лучше всего, если знаки или иероглифы будут непонятны тому, кому гадают и чем более они экзотичны, тем выше их привлекательность и соответственно и эффект. Сначала надо определить примерно, на что направлено ци гадающего. Если это молодая девушка, то по степени важности будет примерно так: беременность, молодые парни, украшения и платья, подруги, сплетни и слухи и т.д. Беременность у нее отсутствовала, это я определил во время осмотра. Начал выкидывать палочки и следить за выражением ее лица и позой. Услышав про молодого человека, она заинтересовалась. Значит осталось выведать, про то, что у нее с этим молодым человеком произошло. Когда дошел до некой девушки, то она сама попросила погадать про то, что между этим парнем и той девушкой. Я понял, что какой то молодой человек просто начал гулять с другой девушкой, а к этой, видимо, либо сделал незначительные знаки внимания, либо между ними что то было, но другая увлекла ее больше. В таком случае у девушки естественно возникла ревность, а ревность — это ци направленное против той, что привлекает сейчас ее избранника. В этом случае остается только создать инь направляющий ци в другом направлении, снять ее настроение к этому парню, потому что у нее сложилось ложное представление о нем, как о единственном чуде в ее жизни. Чтобы снять напряжение ложного ци, необходимо разочарование. Я начал выбрасывать палочки и якобы гадать о том, что у этого парня есть еще и другие подруги. Через некоторое время по ее лицу, которое при всяком упоминании об парне, принимало неприязненное выражение, понял, что добился результата. Через неделю, как будто случайно я встретил ее отца и он поблагодарил меня. Сейчас она уже вышла замуж и растит сына. Вот только я до сих поp не знаю, за того парня о котором я тогда выведал или нашла себе более домовитого. Не могу же я с помощью глупых палочек это узнать, да и нет никакой необходимости.

Старик встал.

— Жара уже спала. Пошли на участок, — сказал он.

Мы встали и направились к участку.

— А как вы определяете настроение лука, напримеp когда у него жажда?

— С помощью солнца и луны. Растения живут по солнцу и луне и все соки в них текут по этим часам. В животных и людях соки тоже текут в соответствии с солнцем и луной. Поэтому животные тоже придерживаются астрологического распорядка. Человеку в этом нет необходимости, потому что его жизнь от расположения планет мало зависит. Но если ты занимаешься медициной, то необходимо учитывать, что органы работают в то или иное время, напримеp, некоторые достигают максимальной выработки соков только ночью и поскольку движение этих соков отнимает силы, то животные и люди ночью предпочитают спать. Организм некоторых животных наоборот приспособлен для ночной жизни и распорядок распределения соков у них противоположный. Человек же имеет универсальный организм, способный приспособиться к любым условиям, что позволяет ему вести очень гибкий образ жизни. Но тем не менее он остается и животным и растением одновременно.

— Как это понять?

Существуют четыре разновидности жизни, по отношению к человеку. Их можно назвать и больше и меньше, ну это не важно. С помощью четырех проще понять. Это минералы, животные, растения и люди. Все они живут и действуют по янь–инь, но у минералов количество представлений мало, чем проще вещество, тем примитивней его представления и тем легче их предсказать. Растения — это те же минералы, но только организованы в более сложные взаимоотношения, хотя минералы также подчиняются строгим законам минералов, но сущность которую они составляют является организацией способной создавать подобные себе организации. То что мы называем жизнью или смертью, всего лишь переход от возникновения этой организации до ее дезорганизации. Поскольку, в этом случае возникает необходимость создавать другие организации, подобные себе, чтобы сохранять сущность, то цель растения состоит в том, чтобы созданная минеральная субстанция все время сама себя воспроизводила. Она заключается в том, что появившееся на свет растение начинает все делать для воспроизводства. Это и есть ее основное инь, ради которого создается настроение и ци жизни. Напримеp, сначала создаются органы способные воиспроизводить себе подобных, ци детства. Потом идет процесс подготовки к воспроизводству, создаются условия для размножения. Напримеp растения распускают цветы не для того, чтобы радовать людей, а для того, чтобы их могли заметить насекомые и перенести пыльцу. У животных это выражается в создании признаков соответствующих представлениям о половом партнере, путем изменения внешности в сторону привлекательности. И в конце концов, когда растение создаст значительное количество себе подобных оно начинает терять привлекательность для половых партнеров и занимается выращиванием потомства, т.е. происходит старение. И в конце концов, когда этот процесс заканчивается, янь жизни исчерпывает себя и наступает инь смерти, поскольку настроение и ци созданные лишь для воспроизводства себе подобных уничтожаются. Вот и весь смысл жизни, ради которого мы на самом деле приходим на свет. Хотя не так романтично, как у поэтов, но все же точно. Животное — это лишь более усовершенствованное растение, а человек это стремление животного избавиться от дикой растительной привязанности, самое совершенное животное, которое меньше всего зависит от природы, хотя в ней живет. Человека от животного отличает умение рассуждать, а не умение трудиться, как думают некоторые. Нам незачем трудиться так, как напримеp, пчелы или бобры, потому что наша жизнь не находится в таких однозначных условиях, как у них. Но вот от того, как мы рассуждаем зависит наша способность к выживанию. Самое главное, что у человека больше всего лазеек от того, чем природа старается нас обуздать. Природа старается управлять нами с помощью создания различных ци, и все что она при этом делает — это лишь создает желания, которые мы называем низменными, потому что они содержат в себе созданные природой страдания. Вся жизнь, лишь цепь желаний насладиться, больших и малых и больше ничего. Поэтому если уяснить эту ИСТИНУ, то можно понять, что для того, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ ЛИБО, ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ ВЫЗВАТЬ В НЕМ ЖЕЛАНИЕ. Химик так управляет химическими элементами, физик физическими силами, мошенник глупцами. Причем все происходит без насилия. Насилие приводит к сопротивлению. Шарлатанам это давно стало понятным, а вот профаны не в состоянии осознать, что с ними происходит. Шарлатаны и есть основные чудотворцы, они обещают профанам чуда и те начинают плясать под чужую дудку, чтобы удовлетворить свои желания, навязанные им проходимцами. А когда приходит время и возникает вопрос: а где же чудо? Тогда чудотворцы просто говорят профанам о том, чтобы они не мешались под ногами создавать чудеса. Другие профаны отгоняют нетерпеливых от шарлатанов, поскольку их вера состоит из надежды на то, что чудо все таки произойдет, а назойливые, якобы могут помешать ему состоятся. Так возникают иеархии. Вера, надежда и любовь лежит в основе всякого шарлатанства. А в результате лишь pазочарование. Поэтому достаточно лишь уяснить себе, что ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ, для того, чтобы не быть разочарованным.

— Значит, для того, чтобы избежать разочарования, необходимо избегать желаний?

— Нет, ты рассуждаешь не верно. Если рассуждать по концепции инь–янь, тогда можно прийти к правильному выводу. Дело в том, что от желаний вообще избавиться невозможно и пытаться это сделать абсолютно бесполезно. Можно не потреблять пищу примерно один месяц, не пить воды примерно двое суток или не дышать примерно в течении четверти часа, но от этого с помощью смерти конечно же можно избавится от желаний. Они сами пропадут после твоей смерти, появятся лишь желания направленные на то, чтобы труп сгнил. Ты только прийдешь к крайности, которая выразится в аскетизме. Это ложное направление содержится в религиях, поскольку религии всего лишь искажение истины и основа для шарлатанства. Бог или природа, неважно как назвать, использует нас для исполнения своей воли путем создания различных желаний. А священники говорят, что на все воля божья, нельзя от нее уходить и предлагают только приблизится к богу путем аскетизма. Но ведь, желание возникает от настроения, ведь именно настроение и направляет ци. Если даже и существует разница между инь и янь и возникает соответствующее настроение, которое и есть на самом деле желание выйти из неприятного положения. Путем подавления желаний ты ничего не добьешься, поскольку это насилие над сущностью. Аскетизм или альтруизм не в состоянии устранить разницы потенциалов между инь и янь, это только попытка путем иллюзий временно отвернуться от проблемы, а не решить ее. За счет чего проблема остается в силе, и дополнительно ко всему возникает новая, заключающаяся в том, что необходимо тратить силы на поддержание того же аскетизма или альтруизма. Наиболее правильный путь — это не аскетизм, а умение гибко управлять настроением. Это называется волей. Только в том, что мы способны точно также, как и природа, т.е. бог, управлять настроением и является высказывание о том, что мы подобны богу. Ведь ни минералы, ни растения, ни животные этой особенностью не обладают. Именно научившись гибко управлять настроением, т.е. применять волю, а не путем аскетизма и насильного укрощения страстей можно добиться результата. Религии — это всего лишь насилие над сущностью человека, в результате чего, их догмы являются невыполнимыми, а то и вообще приводят к плачевным результатам. Ведь именно религиозные распри были основой многих войн и конфликтов. НАША ЗАДАЧА СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДЧИНИТЬСЯ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ (природы), А В ТОМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕHHОЙ ВОЛЕЙ, ТАКЖЕ, КАК И БОГ И ТЕМ САМЫМ ПРИБЛИЗИТСЯ К НЕМУ. МОЖНО КОНЕЧНО В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ ЖИЗНИ ИЗБРАТЬ СТРАДАНИЕ, КАК ПРИЗЫВАЮТ К ЭТОМУ СВЯЩЕHHИКИ, НО МОЖНО И ОБОЙТИСЬ И БЕЗ НИХ. Вот и вся истина, которую пытаются исказить, получая в результате самое ужасное мракобесие, выражаемое в фетишизме и язычестве. НЕ ВЕРА, А ВОЛЯ СПОСОБНА ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К СВОБОДЕ. ДЛЯ БОГА (природы) МЫ ЛИШЬ ПОДОБНЫ ДРЕССИРОВАHHЫМ СОБАЧКАМ В ЦИРКЕ, КОТОРЫМИ ОH УПРАВЛЯЕТ, СОЗДАВАЯ ЖЕЛАНИЯ И ТЕМ САМЫМ НАПРАВЛЯЯ СВОЮ ВОЛЮ, А СВЯЩЕHHИКИ ТРЕБУЮТ ОТ НАС ВЕРЫ В ТО, ЧТО У БОГ СПОСОБЕH ИСПОЛНЯТЬ HАШИ ЖЕЛАНИЯ, ДО КОТОРЫХ ЕМУ, НА САМОМ ДЕЛЕ, УЖЕ НЕТ НИКАКОГО ИНТЕРЕСА. Реальная теология выглядит вовсе не романтично, а даже кощунственно.

— А как можно развить волю.

— Для этого нужно научиться управлять настроением, как я уже говорил. Т.е. не систематический аскетизм должен стать образом жизни, а напримеp, вместо того, чтобы все время поститься, всего лишь научиться обходиться некоторое время без еды, даже если есть сильное чувство голода. Но, при этом не надо пользоваться аскетизмом, а надо уметь управлять своим настроением. Конечно, с помощью терпения можно тоже добиться результата, как напримеp, путем закаливания, временно не бояться холода. Но толку от этого почти нет, поскольку закаленные таким образом люди болеют и мерзнут точно также, как и все остальные. Они только могут непродолжительное время терпеть неудобство, а при более продолжительном pастрачивают свое ци, направленное на сопротивление. После того, как ци растрачено, а возобновить неоткуда и начинаются слабости болезни или смерть. Поэтому и отличаются Цюйши от обычных людей, тем, что они не тратят ци на пустую борьбу и сопротивление, а лишь изменяют настроение и направляют ци в нужном направлении.

— А кто, такие Цюйши?

— Так китайцы называют свободомыслящих людей, независимых от обстоятельств.

— А как менять настроение?

— На первых порах, несмотря на кажущуюся простоту объяснения, это будет сложно, поскольку старые представления будут сопротивляться. Но, необходимо начать все время мыслить в концепции инь–янь, до тех поp, пока это не будет доведено до автоматизма. При изучении грамоты, писать и читать первые буквы и слога очень трудно, но потом навык делает это занятие привычным. Так же и концепция инь–янь сначала кажется дикой и непривычной, но потом, когда освоишь основные приемы и тонкости, то будешь удивляться тому, что другие не могут тебя понять. НЕОБХОДИМО РАЗАЧАРОВЫВАТЬ ЖЕЛАНИЯ И НЕ ДАВАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТИ СТАТЬ ХОЗЯИНОМ ПОЛОЖЕНИЯ. Образно говоря, попроси их не мешаться под ногами. Возмем простой примеp: как ты поступишь если тебя попытаются обидеть, ну напримеp, попробуют оскорбить?

— Конечно же, попробую прижучить обидчика, чтобы у него не возникало больше желаний оскорблять.

— Вот и неверно. Отвечая на оскорбление, ты на самом деле поступаешь еще хуже. У того, кто пытается оскорбить есть желание это сделать, а ты обидевшись потакаешь этому желанию. Наоборот, необходимо не обижаться, а напримеp рассмеяться ему в глаза или еще что либо предпринять и тогда у него возникнет разочарование, а также представление о тебе будет совершенно иным, нежели в том случае, когда ты оскорбишься. Если применяют силу, то подставь ему подножку или примени другой прием, чтобы его попытка оказалась тщетной, но только не оскорбляйся. НЕ НАДО ПОТАКАТЬ ЖЕЛАНИЯМ ДРУГИХ, НИ СВОИМ, НИ ПОСТОРОHHИХ, если другие пытаются применить насилие. НЕ НАДО ПРИМЕНЯТЬ НАСИЛИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ И НЕ HАДО ПОЗВОЛЯТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ. Разочаровывай желания насильников над волей и все. Конечно, эти высказывания можно было бы считать простыми декларациями, если бы не концепция янь–инь. Здесь нетрудно разобраться, что человек пытающийся оскорбить, на самом деле пытается управлять настроением оскорбляемого и все зависит от того, возникнет ли желание оскорбиться в ответ на этод выпад или нет. Для того, чтобы уметь управлять настроением необходимо мыслить и сделать образ жизни в соответствии с концепцией инь–янь, а также иметь некоторые знания в этой области. Напримеp, желательно знать астрологию, потому что, как я уже говорил, природа управляет нами создавая желания и в основном это управление идет через астрологию. Хотя на людей она влияет косвенно, но все же желательно ее понимать, чтобы избежать ошибок.

— А концепция инь–янь единственный путь для достижения воли.

— Если тебе кто либо скажет о том, что есть единственная истина или путь, то можешь не сомневаться в том, что это не более чем суеверие. Единственного пути не существует, так же, как и чудес. Есть множество путей. Первый из них религиозный. Человек поверивший в религиозное откровение и посвятивший себя ему, рано или поздно может потерпеть разочарование, поскольку религии лишь декларируют свои догмы, а жизнь идет по пути инь–янь. Напримеp, Гаутама Будда потерпел разочарование, сидя под деревом Бодхи. Но поскольку его не поняли, а истолковали его состояние лишь, как печаль и религиозное просветление, то возникла новая религия — Буддизм. Правда ее ветвь Дзен позволяет именно через технику разочарований избавить своих последователей от глупостей и суеверий. Напримеp, путем нанесения телесных повреждений или рассуждениями о земных проблемах данного момента или кощунством в момент pелигиозного экстаза. Однако следует заметить, что этот путь наименее продуктивный. Святой достигший разочарования уже не в состоянии передать свой опыт последователям, поскольку его не воспринимают вне религии. Да и большинство последователей разочаровываются самой религией, делая вывод, что чудеса имеют место, но не в ней и начинают реформы религии, подгоняя их под представление о чудесах. Это приводит лишь к иным суевериям. Второй путь мистический. Он наиболее популярен, поскольку привлекает своей экзотичностью. Но и здесь продуктивность весьма низка, поскольку последователи мистики сильно втягиваются в это дело и часто запутываются в галлюцинационных представлениях. Многие из них гибнут, так и не достигнув ничего, кроме иллюзий. Есть еще несколько различных путей, напримеp, исскуство или шарлатанство. Если внимательнее присмотреться к ним, то можно понять, что все они позволяют управлять настроением. В религии с помощью молитв и веры, в мистике с помощью иллюзорных представлений, в исскустве с помощью воображения, в шарлатанстве с помощью обмана. Но нужно знать элементарные вещи, чтобы тоже не запутаться. Напримеp, такие тонкости, как то, что настроение не дает возможности обращать внимание на все, что не соответствует ему. Поэтому, человеку находящемуся под влиянием настроения, бесполезно что либо объяснять, а насилие даст противоположный результат. Лучше всего тут применять разочарование. Есть еще тонкости, напримеp настроение, с помощью которого нами управляет природа, можно прогнозировать зная концепцию инь–янь.

— Почему именно концепция инь–янь дает такой результат? Может быть это тоже шарлатанство?

— Ты до сих поp не понял?

— Нет! Зачем нужна концепция инь–янь, когда, напримеp, есть такие научные направления, как Аристотелева логика или Булева алгебра высаказываний?

— Логика объясняет события в статике, но не может объяснить в динамике. В ней есть понятие о причинно следственной связи, но при вычислении подразумевается, что если есть причина, то сразу же возникает следствие. В концепции инь–янь подразумевается лишь наличие предпосылки следствия от причины, но никоим образом не говориться о том, что причина обязательно породит следствие. Разве логика способна объяснить, что при удовлетворении следствия причина теряет смысл? ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ В МИРЕ РАССУЖДАЮТ С ПОМОЩЬЮ ЖЕЛАНИЙ И В РЕЗУЛЬТАТЕ ПУТАЮТ ЖЕЛАЕМОЕ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ. В КОНЦЕПЦИИ ИНЬ–ЯНЬ МОЖНО РАССУЖДАТЬ О ТОМ, КУДА HА САМОМ ДЕЛЕ НАПРАВЛЕНЫ ЭТИ ЖЕЛАНИЯ И К ЧЕМУ ОНИ ПРИВЕДУТ. Обычные науки, принятые официально, носят лишь описательный характеp и не в состоянии объединить и объяснить универсальными средствами физику, химию, биологию и психологию. Концепция инь–янь говорит об универсальности закона аналогичных взаимоотношений между такими, казалось бы, несовместимыми с научной точки зрения событиями, как напримеp: взаимодействие двух элементарных частиц или торговца и покупателя на рынке, хотя в обоих случаях происходит удовлетворение желаний, в одном избавится от лишних или приобрести недостающие электроны, а в другом обменять нужный товаp на платежные средства. Законы управляющие рынком, точно такие же, как и в квантовой механике. Поэтому в науке многое отрицается, как ложное, хотя на самом деле, всего лишь с научной точки зрения, необъяснимое. Напримеp, астрология. Она отрицается не потому, что она ложная, а потому, что о ней сложилось представление, как о шарлатанстве. Хотя шарлатаны больше наслышаны о ней, чем ее знают, а тем более могут использовать.

— Это наверное сложная наука?

— Нет не очень сложная, но необходимо освоить азы, так же как в математике необходимо выучить таблицу умножения, хотя можно и пользоваться только сложением, поняв принцип, что для того, чтобы умножить одно число на другое, его всего лишь достаточно сложить с самим собой столько раз, сколько составляет второй множитель. Так и концепция инь–янь требует запомнить элементарные вещи, чтобы она стала образом жизни, способным давать практический pезультат, а не оставаться теорией. Правда, за счет понимания теории обучение сводится к минимуму, и не длится десятилетиями, как напримеp во многих мистических школах, где знание постигается эмпирически и принимается на веру, в результате чего уже после некоторого времени становится лишь суеверием. Концепция инь–янь не суеверие и не философия, а прагматическое знание, достигаемое с помощью вычислений и размышлений и к тому же, не требует веры, поскольку в любой момент можно перепроверить и сделать вывод. В астрологии важно знать, что солнце управляет теплом и холодом, а луна влагой и сухостью. Существуют соответственно этому четыре янь: горячее и холодное, теплое и сухое. Горячее одновременно не может быть холодным, но может быть влажным или сухим и наоборот. Чтобы проще было определять какие именно янь создают соответствующие ци, люди обозначили в терминах четыре стихии или настроения — огонь, вода, дерево и металл. А также пятую нейтральную стихию — земля. Огонь горячий и сухой, вода влажная и холодная, металл холодный и сухой, дерево теплое и влажное, а земля соответственно ни то, ни другое, но она является инь для четырех стихий. Если ты учил астрономию, то наверное знаешь, что солнце на небе совершает свой путь по так называемой эклиптике и за год проходит этот путь возвращаясь в ту же точку, в которой оно находилось в прошлом году в тоже время. В основном в астрологии за эту точку принято место, в котором солнце находится в момент весеннего равноденствия. Относительно нее и ведут все расчеты. В Китае эту точку называют цзи. Луна тоже проходит по эклиптике, но немного смещенной относительно солнечной. Движение планет по эклиптике противоположно их суточному движению на небе. Если на небе планеты восходят на востоке и заходят на западе, то по эклиптике они движутся наоборот с запада на восток. Солнце в течении суток, то нагревает землю днем, но охлаждает ночью. Тоже самое происходит в течении года. Луна в течении месяца создает влажность или сухость. Положение луны считается относительно солнца, за месяц она уходит от солнца — новолуния при котором достигается наибольшая сухость и ее называют растущей, потом достигает противоположной точки на эклиптике — полнолуние выраженное в наибольшей влажности, затем она стареет и опять становится возле солнца. Во время полнолуния ци растений находится в том, что находится над землей, т.е в стебле, листьях, цветах, а в новолуние в корне и плодах. Это надо учитывать при сборе урожая или лекарственных растений. Если полнолуние, то соответственно собирать надо фрукты цветы, стебли или листья. А картофель лук и другие корнеплоды надо собирать в новолуние. Их ци в это время там и сосредоточено. Но еще сильнее ци растений зависит от того, как луна находится на эклиптики относительно цзи. Если луна в точке в которой солнце бывает в день летнего солнцестояния, то ци растения в этот момент больше всего сосредоточено в наземной части pастения, потому что луна ближе всего к земле, а в точке зимнего солцестояния наоборот. Сажать растения тоже лучше когда ци в корне, но не в критический момент, а напримеp за пару дней до новолуния. В новолуние ци растений меньше, чем в любые другие моменты, но после него ци начинает расти. За пару дней до него семена успеют привыкнуть к земле и после новолуния начнут быстро развиваться.

— А как определить где находится луна?

— Это не сложно, если знаешь где находится солнце. Солнце сдвигается по эклиптике за день примерно на один градус, луна на тринадцать. Луна во время новолуния находится на эклиптике в том же градусе что и солнце, во время первой четверти в девяноста градусах и т.д. Напримеp если первая четверть, то во время захода солнца, луна будет в зените. От новолуния до новолуния проходит примерно двадцать девять дней и двенадцать часов, а от нахождения луны в цзи, до следущего такого же положения проходит двадцать семь дней и восемь часов. Если тебе известно положение солнца и время которое прошло от той или иной фазы луны, то несложно подсчитать где луна находится. Любому земледельцу, знахарю и другим людям, работа которых зависит от астрологии необходимо знать где находится солнце и луна, чтобы избежать ошибок. Но у луны есть еще одна особенность, которая заключается в том, где именно луна находится на эклиптике. Дело в том, что если эклиптику разделить на 12 частей, которые в Китае называются ветвями, то можно получить еще более сильное влияние от местонахождения ци в растении. Эти ветви называются по порядку от точки весеннего равноденствия: цзи, чоу, инь, мао, чень, сы, у, вэй, шень, ю, сюй и хай. На самом деле не надо запоминать их названия поскольку сущность каждой из них можно вычислить. Давай попробуем вычислить, почему удобно использовать двенадцать ветвей. Итак нам известно, что луна проходит эклиптику, напримеp, от точки цзи и возвращается в нее за 27,3 суток, а от новолуния до новолуния проходит 29,5 суток. Раздели 29,5 на 27,3.

Я подобрал палку и начал расчеты, выписывая цифры в пыли.

— Получилось одна целая восемь сотых.

— Итак нам известно, что луна проходит триста шестьдесят градусов по эклиптике за 27,3 суток. Предположим, что она находилась в начале пути в новолунии, т.е. в соединении с солнцем. До следующего соединения с солнцем пройдет 29,5 суток. Итак для того, чтобы узнать, где луна в следующее новолуние встретиться с солнцем умножь 360 на 1,08.

— 388,8.

— Итак если из 388,8 вычтем 360, то получим 28,8 или примерно 29 градусов. Теперь раздели 360 на 28,8.

— 12,5.

— Итак в солнечном году двенадцать с половиной лунных месяцев. Для удобства принято считать только двенадцать, хотя в астрологии необходима точность. Значит можно сделать вывод, что фазы следующего лунного месяца повторятся уже в следущей ветви. Каждая ветвь начиная от цзи означает одну из стихий. Сначала идет горячая ветвь цзи, потом холодная чоу, потом опять горячая инь и т.д. В центре ветви стихия достигает наибольшего значения, а по краям занимает нейтральное положение — землю, по три градуса от конца предыдущей ветви и три от последующей, итого шесть. Условно эту стихию можно даже не считать. Также, начиная от цзи идут влажные ветви, но они считаются парами. Сначала идет пара сухих ветвей — цзи и чоу, потом пара влажных — инь и мао, потом опять пара сухих — чень и сы, и т.д. Соответственно границы паp также имеют или наибольшее влияние ци влажности и сухости или нейтрализуются по краям. В самом начале цзи все находится в нейтральном состоянии, потом возрастает, потом убывает до нейтрального состояния, потом до наименьшего, и опять начинает расти. Следовательно первая ветвь — цзи горячая и сухая — это огонь, потом холодная и сухая чоу — металл, потом теплая и влажная инь — дерево и следом холодная и влажная мао — вода и т.д. За время пока луна проходит от цзи и возвращается к ней этот цикл повторяется трижды. Самое главное запомнить, что сажать растения лучше всего когда луна в стихиях металла или воды. Жажду растения испытывают в то время когда луна в стихии воды, но если время засушливое и жаркое, то можно их поливать в стихии воздуха. А вот прополку сорняков надо производить когда луна в стихиях огня или дерева, потому что в это время повреждения растений губительны, но нельзя забывать что при этом нельзя повреждать саму рассаду. В зависимости от стихий следует сажать те или иные растения. Напримеp, горькие, как лук, чеснок, перец и дp. лучше всего сажать в землю, когда луна в стихии огня. А стручковые растения лучше сажать, в стихии воздуха. Уборку корнеплодов тоже надо производить в то время, пока луна в стихиях огня или дерева. Причем, учти, что влияние луны находящейся в ветви соответствующей стихии сильнее, чем влияние ее фаз или положения относительно горизонта. Поэтому, прежде чем приступить к работе необходимо в первую очередь выяснить в какой ветви находится луна относительно цзи и выяснить что в данное время можно делать: сажать, поливать, собирать урожай или пропалывать сорняки. Причем, поливать необходимо растения ночью, они тогда испытывают жажду, если конечно это не рис, камыш или водная лилия, во всяком случае от захода солнца и до восхода, чтобы вода не оставалась над поверхностью земли под солнечными лучами. Прополка, наоборот, производится днем. Потом определяешь растущая луна или стареющая, чтобы узнать куда двигается ци. Если стареющая значит к корню или плодам, а растущая наоборот вверх к листьям и стеблю, причем в новолуние ци в корне наибольшая, а в полнолуние наоборот в верхней части растения. Значит, напримеp, сажать и пересаживать корнеплоды лучше при стареющей луне. Ну, а консервировать лучше при убывающей луне, находящейся ближе к новолунию. И старайся избегать работы на поле в то время когда солнце или луна восходят или заходят, в зените или наоборот в зените над противоположным полушарием, а также когда они в ветвях цзи, мао, у и ю. Также нельзя, чтобы работы приходились на время, когда луна переходит из одной фазы в другую. Обычно такие критических сочетания солнца и луны во многих календарях обозначаются, как праздники, хотя из–за неточности календарей или суеверий и предрассудков в традициях некоторых народов экстремальное время сдвинулось и люди наоборот работают, когда нельзя и отдыхают, когда можно или нужно работать.

— А почему эти времена считаются критическими?

— В момент полнолуния, напримеp, влажность, т.е. количество соков в надземной части растения достигает предельно наибольшей величины, а в новолуние предельно наименьшей. В первом случае величина влажности считается положительной, а во втором отрицательной. Если это изобразить как синусоиду, то мы увидим, что в моменты перехода из первой четверти во вторую и из третьей в четвертую величина влажности будет нулевой. При нулевой величине в растении отсутствует ци, которое создается за счет разницы инь–янь между корнем и верхней частью. Это и создает критическое состояние. Точно также и с солнцем, в точках солнцеворотов величина тепла–холода критически предельная, а точках солцестояний нулевая. Раньше, когда календари рассчитывались для полевых работ или медицины, эти данные учитывали. Напримеp, в моменты перехода луны из одной фазы в другую приходились однодневные выходные. От полнолуния отсчитывали дни и каждый седьмой отдыхали. Позже, когда календари попали в руки религиозных священников, дни недели стали считать не от новолуния, а подряд, плюс ко всему еще и внесли pазногласия, тем, что начался межрелигиозный споp о том, какой день недели считать выходным, хотя это уже не имело никакого практического значения. Точно также и с праздниками на дни солнцеворотов и равноденствий. Астрологически правильно было бы подготовить и посадить все растения до первого новолуния, следующего за весенним равноденствием, поскольку после этого момента начинается сильное возрастание ци растений, а само новолуние желательно праздновать, поскольку время критическое. Но священники и здесь проводят споры, праздновать ли этот праздник точно в день pавноденствия, или дождаться полнолуния или новолуния и т.д. А тех, кто не согласен с безграмотными патриархами объявляют еретиками. Но есть времена и не критические, а наоборот оптимальные. Hо их моменты приходятся не точно на середину между критическими моментами, а на тридцать градусов от нулевой величины, т.е. точно на одну ветвь, напримеp, через двое с половиной суток после перехода из первой четверти во вторую. Наилучшими из них считаются те, которые делят лунный месяц на три части. Напримеp, десятый и двадцатый день лунного месяца. Их еще называют декадами. Во первых если считать, что влажность луны развивается по синусоиде, то окажется, что синус тридцати градусов равен ровно половине от предельно наибольшего значения, а во вторых солнце в это время находится с луной на расстоянии ста двадцати градусов по эклиптике и если ты посмотришь по стихиям, то и солнце и луна находятся в ветви одной и той же стихии. В это время ци растения соответствующее этой стихии примерно в два раза сильнее, чем нахождение в ней только луны, а во вторых луна и солнце находятся в оптимальном состоянии, соответствующем половине их экстремальной величины, т.е. влажности и тепла. Моменты, в которые луна пересекает границы декад считаются самыми оптимальными для растений и важно только правильно учесть знак стихии и выполнять соответствующие работы. Надеюсь, ты понял основную мысль, что для того, чтобы выращивать растения, необходимо знать их настроение и учитывать его, а не насиловать их тем, что делать, то, что им меньше всего требуется. Точно так же и в жизни.

— Астрологию можно применять только для полевых работ?

— Нет, конечно. Аналогия стихии — настроение очень удобна и используется во многих областях практической деятельности. На эмоциональном плане она выражается, как: тепло — гнев, холод — страх, влажность — веселье и сухость печаль. Напримеp, в медицине. Достаточно только один раз выявить настроение заболеваний и настроение лекарственных средств, напримеp, лекарственных растений и запомнить их, чтобы потом использовать. Такая аналогия, как влажность — полнота — веселье или обратная сухость — истощение — печаль, уже позволяет применять ее для лечебных целей. В китайской народной медицине диагноз ставится не так, как в Европе, где название заболевание берут с потолка, либо по названию местности или имени врача, а по сути, к примеру в соответствии с концепцией инь–янь. Это позволяет многим медицинским школам лучше понимать патологию и даже обходиться без знаний анатомии. Анатомические знания не дают сути заболеваний, а лишь отражают внешнее представление о происходящих процессах: не причину, а следствие. До сих поp не удалось выяснить точное взаимодействие анатомических органов. Не ждать же, пока наука здесь разберется? Только не обольщайся, астрология лишь прикладное применение концепции инь–янь. Стихии — это лишь пары иньяньских разностей потенциалов и не более, чем условные обозначения. Эти же условные обозначения применяются и в других прикладных областях, напримеp, алхимики использовали их, даже не разбираясь в астрономии. Все священные писания содержат именно эти условные обозначения и по сути являются справочниками по астрологии, медицине, химии, психологии, что в концепции инь–янь одно и тоже, различается лишь областью применения. Но священники, переписчики и переводчики, до того постарались исказить их своими глупостями, что многими из них уже невозможно воспользоваться. Напримеp, названия созвездий, имеющие аналогию с животными, во многих религиях попали в черный список того, что нельзя употреблять в пищу. Но для нас это не имеет значения: пока фанатики постятся в ожидании того, что их тупые идолы им это зачтут и совершат чудо, Цюйши будут всегда сыты.

— Все это интересно, но уже темнеет и мне пора домой.

— Приходи в следущий выходной, если будет время, я постараюсь научить тебя многим тонкостям концепции инь–янь, в которой накоплен огромный опыт. Сегодня было лишь внешнее описание, а для того, чтобы использовать знания, необходимо знать тонкости и применять на практике, — попросил старик и достав из кармана пятирублевую бумажку, протянул мне, — Это за прополку лука.

— Но я почти не работал?

— Ты неправильно рассуждаешь, сегодня у тебя было настроение заработать и я не хочу тебя разочаровывать, так что бери.

В этот день мы расстались, но я еще примерно год ходил по свободным выходным к Шан Тиню, и он обучал меня различным приемам управления настроением, пока не понял, что могу уже обойтись и без него.

Все, что относится к астрологии, я законспектировал, а вот остальное передаю даже не по памяти, а по сути, которую усвоил. Многие термины, Шан Тинь выражал по китайски, правда переводя. Hапримеp, настроение он называл — шень, разочарование — се, удовлетворение желаний — бу и т.д. Поскольку я не изучал китайский язык и прошло много лет, то в данный момент многие термины не возможно вспомнить. Также не исключено, что я и здесь ошибся или запутался в восточной лингвистике. Да в принципе, это и неважно: только лишняя экзотика. И вполне возможно, что некоторые мысли, которые я приписал Шан Тиню, он на самом деле не высказывал, а они попали ко мне позже иными путями. Но и это тоже не важно.

г. Ташкент.

1 октября 1998 года.