Как сделать, чтобы на адрес в Фидо не приходил спам?

(x) Copyleft, Marinais, 08.11.2002

Вам наверняка приходили нетмейлом приглашения приобрести недвижимость на островах Средиземного моря, посодействовать с вывозом наследства нигерийского диктатора, заказать средство от облысения и поноса, узнать всё про вашего соседа, «письма счастья» или просто какая–нибудь алфавитно–цифровая белиберда. Эти сообщения просачиваются в Фидо из Интернета через гейты Фидо–Интернет и являются отголоском всеобщей проблемы века электронной почты, именуемой «спамом» — бездумной и беспринципной рассылки рекламного мусора.

Просачивающийся в Фидо спам вызывает недовольство, и сисопы гейтов поддерживают непрерывную службу по блокированию адресов, с которых он идёт, принимая по определённому адресу жалобы с образцами. Но такой подход заведомо не способен исключить проникновение спама полностью, срабатывая лишь после того, как часть его прошла и появились жалобы. Вы также можете запретить гейтование из Интернета на ваш адрес. Но это подход «топорный», поскольку тогда вам не смогут писать личные письма ваши собеседники из Интернета.

Тем не менее, вы можете предпринять некоторые несложные, эффективные и самостоятельные меры превентивного характера, которые практически исключат возможность появления спама лично в вашем нетмейле и заодно, пусть немного, но облегчат работу борцам со спамом коллективным.

В общих чертах, спам в Интернете рассылают программы–роботы, берущие адреса преимущественно из сообщений участников ньюсгрупп. Последние сканируются и из них извлекаются свежие действительные обратные адреса, которые складируются в огромные базы. Существует практика продажи и обмена базами адресов между спаммерами. Поскольку эхоконференции Фидо гейтуются в Интернет в качестве ньюсгрупп, адреса пишущих в них фидошников также собираются и складируются спаммерами в базах общим порядком.

Как показывает опыт, в основном спам рассылается по обратным адресам из заголовков сообщений (поля From: по терминологии FTN) и редко по адресам, фигурирующими в теле сообщения, поскольку те уже давно принято защищать, слегка видоизменяя. Учитывая это и особенности работы гейтов Фидо–Интернет, можно применить два приёма, направленных против спама внутри Фидо.

1. Умеренный приём — маскировка обратного адреса от просмотра из Интернета (идея Дмитрия Родина (Dmitry Rodin, 2:5020)).

Поместите в шаблон ваших сообщений такую конструкцию:

From: имя <строка>

В качестве «имени» поместите ваше имя, как оно должно выглядеть в сообщениях эхоконференции. Таким оно будет видно пользователям, читающим из Интернета. В качестве «строки» поместите небольшую строку любого содержания — напр., пояснение, что это обманка для спама. Эта строка должна быть в у г л о в ы х с к о б к а х (знаках «меньше» и «больше»). Описанная конструкция должна располагаться с начала п е р в о й строки в видимой части тела сообщения (после кладжей). Сразу после неё должна быть одна п у с т а я с т р о к а .

Эта конструкция в формате гейтованных в Интернет сообщений представляет ваше имя и адрес. Гейт автоматически дописывает её во все переводимые в Интернет сообщения. При этом в качестве имени он помещает ваше имя из поля From:, а в угловых скобках — ваш обратный адрес в Фидо, переведённый в формат e-mail. Но встретив в сообщении уже готовую такую конструкцию, он оставляет её как есть, и в результате в Интернет ваше сообщение уходит с недействительным обратным адресом, вместо которого — то, что вы написали в угловых скобках. Теперь ваш адрес в Фидо в формате e-mail невидим из Интернета, и как следствие, спам на него придти не может. Имейте в виду, что приём потеряет смысл, если от вас уйдёт хоть одно сообщение без такой конструкции — действительный адрес окажется «засвечен» и вскоре попадёт в чью–нибудь адресную базу.

Для потенциальных корреспондентов, которые будут писать вам из Интернета, в шаблон сообщения впишите пояснение, на какой действительный адрес вам следует слать личные письма из Интернета.

В качестве строки в угловых скобках (т.е. якобы обратного адреса) можно поместить служебный адрес для приёма жалоб на спам. Тогда спам для вас будет уходить туда «тёпленьким». ;-> Для гейта 2:5020/400 адрес приёма жалоб на спам: abuse@corbina.net . Только учтите, что туда же могут нечаянно отправиться и личные письма вам от ваших собеседников из Интернета, которые не заметят подвоха. Так что этот шаг очень рискован.

Модераторы и просто заинтересованные участники эхоконференций могут применять описанный трюк для организации «отравленных приманок» для спама, автоматически переправляющих его на жалобный адрес. Такой «приманкой» может служить периодически публикуемое сообщение с кратким пояснением, что это «приманка», и описанной конструкцией в первой строке с жалобным адресом в качестве обратного. Работать такая «приманка» будет как «автоматический жалобщик», принимающий спам на себя и доносящий о нём быстрее, чем это сделает живой получатель. Чем чаще такая приманка будет появляться в эхоконференции, тем выше, очевидно, будет её эффективность.

2. Радикальный способ — разделение нетмейлового и эхомейлового траффика.

Заведите два адреса. С одного адреса ведите только личную переписку и никогда не отправляйте эхомейл. Второй адрес используйте только для эхомейла, запретите гейтование на него из Интернета, а в шаблон сообщений впишите пояснение, что слать личные письма из Интернета вам следует на первый адрес.

Чтобы запретить гейтование, отошлите нетмейлом письмо любого вида на имя stop-gating@corbina.net по адресу 2:5020/128. Чтобы возобновить его, отошлите с адреса, гейтование на который разрешено, нетмейлом письмо с просьбой об этом на имя sysop@corbina.net или gatemaster@corbina.net по адресу 2:5020/128.

Попросить второй адрес можно у того же босса, что и первый, — в большинстве случаев это ничем его не обременит, т.к. сведётся лишь к поправке конфигурационных файлов.

Как легко догадаться, ваш адрес в формате e-mail в теле сообщения открытым текстом лучше не допускать. Для его маскировки от сканирующих роботов обычно применяют лёгкие искажения, очевидные для человека, но сбивающие с толку программу. Напр., замену символа "@" на что–нибудь другое. Но можно прибегнуть и к более изощрённому трюку — заменить в строке адреса одну латинскую букву на идентичную по начертанию русскую. Тогда адрес станет невидим для программ, но человек будет его по–прежнему видеть, как он есть. Адреса в формате netmail можно помещать в сообщения без опасений — спаммеры ничего не знают о Фидо, и оно интересует их лишь в общем порядке.

К сожалению, раз попав в спаммерскую базу, ваш адрес может оставаться в ней надолго, и даже после принятых мер спам может продолжать приходить «по старым следам». Если вы активно писали с адреса в оживлённые эхоконференции и спам шёл к вам так же активно, вы, скорее всего, основательно «засветили» свой адрес, и его имеет смысл сменить.

Помните, что спам, идущий к вам, — это не только ваша проблема, но и проблема всех промежуточных узлов, через которые он прошёл. Даже если вас он не тяготит, складываясь в сотни копий, идущих пользователям Фидо, он создаёт бессмысленную нагрузку на узлы. А не отправившаяся на ваш адрес копия спама — это маленькое, но уменьшение этой нагрузки.

Меры, предпринимаемые на гейтах и крупных узлах, работают лишь по факту — когда какое–то количество спама с данного отправителя уже просочилось. Ваши же, индивидуальные, в противоположность им, действуют превентивно. Поэтому они не исключают другдруга, а дополняют. А внести свой посильный вклад в защиту от спама, хотя бы избавив промежуточные узлы от доставки его к вам, — ваш социальный долг, как члена Фидо.