Краткая справка о geek-кодах и Phainocode

(x) Copyleft, Marïnais, 23.07.2000

Geek-коды

Посредством компьютерных коммуникаций человек может контактировать со значительно большим кругом людей чем традиционными способами. Это приводит к тому, что в электронной переписке одновременно участвуют люди из разных мест, совершенно не знавшие друг–друга ранее, никогда не встречавшиеся и не имеющие времени на долгий и подробный рассказ о себе каждому собеседнику, которых может быть при этом ещё и неопределённо много.

Психология же человека такова, что обычно ориентирована на общение с личностью, от которой ожидается не только поток информации, а ещё и некий индивидуальный образ. Поэтому пользователи сетей в большинстве своём пытаются сформировать о собеседнике представление, как он выглядит, чем занимается, о чём с ним имеет смысл говорить, о чём — нет, что любит, что — нет и т.д., постоянно задавая друг–другу одни и те же типовые вопросы.

Возникает естественная идея, заготовить ответы на все эти вопросы и давать их заранее. С аналогичной целью, напр., в книгах помещают фотографии и краткое резюме об авторах.

Поскольку круг читателей в эхоконференции неопределён и постоянно меняется, единственным выходом остаётся помещать такое описание во все письма. Однако, добавлять к каждому отправляемому сообщению свою словесную анкету или автобиографию — идея вряд ли удачная. Поэтому такую информацию желательно как–нибудь компактно закодировать, чтобы она умещалась в разумные объёмы, а также не выглядела как чересчур навязчивая самореклама.

Так появилась идея geek-кодов, впервые реализованная американцем Робертом Хейденом (Robert А.Hayden) в его Geek Code. Однако, этот первый код был задуман автором скорее как система знаков отличия и принадлежности к представителям определённой компьютерной субкультуры, именующим себя «geeks». Это английское слово, — давшее название как коду, так затем, и выросшему из него семейству кодов, — имеет много значений, в числе которых такие как «чудики», «чокнутые», «фанаты» и т.п. Код получился слишком привязанным к этой культуре, наполненным её специфичными понятиями и малоинформативным для непосвящённых. В сочетании с некоторой громоздкостью это определило его недостаточно широкое распространение, и сформировало общий отрицательный стереотип отношения к подобному новшеству, как к некоему несерьёзному позёрству специфической категории молодых людей.

Вот как он выглядит:

GED/J d-- s: ++>: a-- C++(++++) ULU++ P+ L++ E---- W+(-) N+++ o+ K+++ w--- O- M+ V-- PS++>$ PE++>$ Y++ PGP++ t- 5+++ X++ R+++>$ tv+ b+ DI+++ D+++ G+++++ e++ h r-- y++**

С тех пор, однако, многое изменилось, и первый Geek Code дал основу целому семейству аналогичных по реализации, но очень различных по назначению кодов, развивавшихся по нескольким направлениям. Очень продуктивной оказалась область культовых игр и сериалов, приверженцы которых разработали специализированные коды для своей среды (напр., B5Gid, Mooniecode, RGFcode).

Geek-коды занимают промежуточное положение между машино- и человекочитаемой информацией, аналогично множеству алгоритмических языков и ряду человеко–ориентированных форматов данных (напр., TeX). Первоначально большинство из них создавалось для непосредственной интерпретации человеком, однако, затем к некоторым были написаны программы, автоматически находящие код в письме и переводящие его на язык обычных словесных описаний, либо генерирующие код на основе выбираемых ответов в анкете. Некоторые разработчики кодов пошли по пути максимальной компактности, отказавшись от читаемости человеком и перейдя на полную программную обработку (напр., UserInfo).

Автор этого обзора также заложил собственное направление развития geek-кодов.

Phainocode

Начав с простой попытки перевода и адаптации к российским условиям американского Geek Code, автор со временем пришёл к выводу о необходимости разработки отдельного кода, который был бы построен как символический язык, с упорядоченной структурой и заранее предусматривающий широкие возможности для расширения, который был назван Phainocode («Фенокод»; от греч. phaino — проявляться — обыкновенно используется для обозначения внешних признаков чего–либо (напр., термин «фенотип» в биологии)). Последняя на данный момент версия: Phainocode 1.0. Предыдущие версии носили название GeekR — все они являются устаревшими и их поддержка не предполагается.

Вот как он выглядит:

Phaino 1.0 B-H-L-PS-Ta*L wz>4>4 hk4 ps& ec4~* eq1- pu4* hc45+ sr5 ab5 re1 as4< ptF/9/A mu1 TV2- hu1 lz5+ in5 ed>44* gl31>& Go&< UF4< co1< peabc>mqr;

Phainocode не привязан к какой–то отдельной культуре или кругу интересов, а напротив, задуман как максимально разносторонний и богатый описательными возможностями. Официальный стандарт Phainocode вы можете получить, вчастности, со многих факсерверов Фидо, прежде всего тех, реклама которых публикуется в эхоконференции RU.E.LETTER.

RU.E.LETTER

Эта эхоконференция посвящена электронному письму в широком смысле (но не только и не столько e-mail).

В тематику эхоконференции входят:

— оформление электронных писем;

— технические компоненты электронных писем;

— коды и кодировки, применяемые в электронных письмах;

— форматы передачи и публикации информации в электронн

ых письмах;

— криптография и стеганография в электронных письмах.

Одной из основных задач эхоконференции на данный момент является развитие Phainocode и Стандартизированного Словаря Смайлов. В ней вы можете высказать свои предложения и включиться в разработку. Правила, эхоконференции отличаются редкой демократичностью и терпимостью.