FTN — не СМИ

(x) Copyleft, Marinais, 07.08.2001

Многие фидошники не задумываясь причисляют эхоконференции Фидо к средствам массовой информации (СМИ), без колебаний распространяя на них все соответствующие юридические положения и подходы. Это часто всплывает в различных квазиюридических и теоретических спорах.

Отнесение эхоконференций к СМИ кажется на первый взгляд очевидным. Ведь сообщения в почтовом редакторе читают почти как статьи журнала, а забирают почту от босса более или менее регулярно, словно корреспонденцию из почтового ящика в подъезде или на почте. Ещё больше это сходство усиливает то, что у значительной части фидошников мейлер скачивает почту ночью автоматически, а читают они её утром. Трудно отделаться от впечатления, что почтальон принёс свежую газету. :-)

Однако, попробуем рассмотреть этот вопрос серьёзно и выяснить, действительно ли эхоконференция является СМИ, опираясь на терминологию, принятую в действующих юридических законах России. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации даёт следующее официальное определение термина СМИ:

«под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;» [Закон Российской Федерации о с редствах массовой информации. N 2124-I. — М.: Дом Советов Рос., 27.12.1991, ст. 2]

Здесь важно слово «периодического». Хотя эхоконференция, не будучи ни печатным изданием, ни радиопередачей, ни телепередачей, ни видеопрограммой, ни кинохроникальной программой, может квалифицироваться как «иная форма», она никак не является п е р и о д и ч е с к о й .

Для того, чтобы развеять на этот счёт последние сомнения, обратимся к толковому словарю литературного русского языка. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ:

  1. см. Период.
  2. Повторяющийся время от времени, наступающий в определённые промежутки времени, периоды.
  3. Выходящий (из печати) через определённые промежутки времени;

«ПЕРИОД: Промежуток времени, в течение которого что–либо происходит (начинается, развивается и заканчивается)»

[С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 4–е изд., доп., 1997].

Работа эхоконференции никоим образом не является п е р и о д и ч е с к о й . Нет никаких «определённых промежутков времени», через которые она «выходила» бы, «наступала», «происходила (начиналась, развивалась и заканчивалась)». Каждый участник эхоконференции создаёт и отправляет в неё материалы в им самим определяемое время. Узлы, несущие эхоконференцию, реплицируют и подготавливают их к передаче следующим последовательно уже в своё время. Каждый участник эхоконференции затем получает их также в им самим определяемое время. Работа эхоконференции н е п р е р ы в н а , а не периодична.

Это приводит к тому, что она не попадает под официальное определение СМИ, и не может считаться им.

Кроме того, в законе также сказано дополнительно:

«под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянно год;»
[Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. N 2124-I. — М.: Дом Советов Рос., 27.12.1991, ст. 2].

Из чего следует, что эхоконференция явно не может приравниваться к «периодическому печатному изданию» не только потому, что не имеет периодичности в своей работе, но и в виду того, что не имеет никакого текущего номера.

Эхоконференция — это не СМИ. FTN — это не СМИ. Помните об этом, когда будете пытаться распространять на него философские рассуждения и юридические законы, споря о них.

FTN не попадают под определение СМИ не только формально. Признак периодичности, пронумерованности, а более общо — определённости моментов публикации информации, здесь далеко не случаен.

Общими свойствами всех СМИ являются:

  1. чёткое разграничение на поставщиков и потребителей информации;
  2. централизованность их организации;
  3. отсутствие явной обратной связи между поставщиком и потребителем.

У каждого СМИ, будь то газета, журнал, радио- или телепередача, есть центр — редакция, студия, и клиенты — читатели, зрители, слушатели. В центр стекается исходная информация, в нём она подвергается подготовке к выпуску и из него она распределяется по потребителям. От них к поставщикам непосредственной связи нет. Центр СМИ действует, т.о., полностью самостоятельно и самостоятельно определяет моменты выпуска информации.

В силу последнего свойства в работе любого СМИ необходима синхронизированность , чтобы потребители могли знать, когда источник СМИ выдаст информацию. Это и приводит к обязательной периодичности в его работе, к тому, что газеты и журналы издаются в определённый день, передачи выходят в эфир в определённое время. В противном случае потребитель СМИ не знал бы, когда покупать в киоске новый номер журнала или включать приёмник. Непосредственным следствием периодичности работы СМИ является и его пронумерованность.

Т.о., вопреки кажущейся произвольности, признак периодичности является для СМИ фундаментальным, и непопадание FTN под формальное определение в законе также фундаментально.

Сети типа FTN принадлежат к новому классу явлений, которые можно называть «средствами массового общения» (СМО) — но не средствами массовой информации. Все три вышеперечисленных свойства у СМО противоположные:

  1. нет разграничения на поставщиков и потребителей информации;
  2. нет централизованной организации;
  3. есть непосредственная обратная связь между поставщиком и потребителем.

В СМО все участники одинаково являются как поставщиками, так и получателями информации и произвольно меняют эту роль. Информация распространяется в непосредственном виде, не подвергаясь подготовке к выпуску. Получатель может немедленно прореагировать на информацию на общих правах, выпустив свою. СМО действует, т.о., с постоянной обратной связью.

В силу последнего свойства в работе СМО синхронизированность не требуется, а в силу нецентрализованности, она просто невозможна. Это и приводит у тому, что СМО никогда не периодичны.